ООО "БИОХИМ", 192012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 120 Лит. Б, оф. 334
тел.: +7 812 380-8205
т./ф.: +7 812 380-8206
e-mail: info@biohim.ru
о компании / о коррозии / библиотека / методы защиты / продукция / контакты/ области применения
Главная страница   Главная
ООО   ООО "БИОХИМ"
новости   новости
информация о коррозии   о коррозии
библиотека   библиотека
методы защиты   методы защиты
продукция   продукция
контакты   контакты
фотогалерея   фотогалерея
области применения   области применения
faq   faq
Библиотека




КОРРОЗИЯ НАНОСИТ ОГРОМНЫЙ УЩЕРБ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ. // Строительная газета (Москва).- 12.10.2001
Вернуться в алфавитный список статей
Вернуться в тематический список статей

Текст публикации:
КОРРОЗИЯ НАНОСИТ ОГРОМНЫЙ УЩЕРБ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ.

Каковы возможности сокращения потерь

Известно, что коррозия разрушает металл. Но не все, наверное, представляют, каков от нее общий ущерб. В России за год производят проката из черныхметаллов около 47 миллионов тонн. По данным Института физической химии РАН, каждая шестая домна работает "впустую": коррозия съедает до 10 процентовпроизводимого металла. В денежном выражении потери составляют сотни миллионов рублей. Государство терпит огромные убытки, что, естественно,отрицательно влияет на экономические показатели страны.

Разъедая металл, коррозия снижает прочность строительных конструкций, вызывает аварии, наносит вред природе. На прошедшем в мае этого года VIIпленуме Центрального правления научно-технического общества нефтяников и газовиков приводились такие цифры. За 1997-1999 годы в ОАО "Самаранефтегаз"из-за коррозии произошло 4594 прорыва нефтепроводов и 5883 прорыва водоводов. На борьбу с ней израсходованы миллионы рублей. При этом необходимоучитывать вред от замазученности и засоленности почвы, возможного загрязнения грунтовых вод и поверхностных водоемов, риск пожароопасности,необходимость затрат значительных средств на рекультивацию земель.

По оценкам специалистов, от 5 до10 процентов транспортных строительных конструкций, зданий и сооружений ежегодно выходит из строя или требует ремонтаиз-за коррозионных повреждений. Так, наиболее повреждаемыми инженерными сооружениями на транспорте являются железобетонные фундаменты и опорыконтактной сети и линий электропередачи. мосты, виадуки и путепроводы, подземные пешеходные переходы, коллекторы сточных вод. градирни, сетиводоснабжения. Ежегодно в различные трубопроводы закачивается около 70000 млрд. литров воды, каждый третий из которых не доходит до потребителя. Вденьгах это примерно 600 млрд. рублей убытка, не считая моральных и материальных издержек от аварий, Проблема заключается в высоком уровнеизношенности труб, о чем неоднократно сообщала "Строительная газета".

Какие же меры необходимо применять для защиты от коррозии?

Методов и средств защиты, научных рекомендаций немало. На открытых строительных конструкциях широко используются противокоррозионные лакокрасочные#покрытия. Их действие зависит от природы окрашиваемого металла, свойств наносимого на поверхность лакокрасочного материала и качества получаемого#покрытия (толщины слоя, сплошности, проницаемости, адгезии, способности набухать в воде и так далее). При этом важно следить за подготовкойповерхности: если на ней остаются окалина и ржавчина, которые являются катодами, то это может привести к интенсификации электрохимических процессов.Причиной проницаемости является также наличие пор на поверхности. Пористость возникает и в процессе формирования #покрытия за счет испарениярастворителя, улетучивания продуктов отвердения и деструкции (например, при старении пленки). Следует иметь в виду, что пористость #покрытия зависитот его толщины: существует определенная толщина #покрытия, меньше которой оно будет пористым. Так что для получения необходимой толщины нужно наноситьнесколько слоев. Даже простые лакокрасочные #покрытия не только изолируют, предохраняют металл от коррозии, но и повышают его стойкость к агрессивнымсредам, тормозят протекание электрохимических анодных и катодных процессов.

В современной практике появляются все новые и новые технологии защиты открытых строительных конструкций. Здесь можно сослаться на опыт Белгородскогозавода #металлоконструкций. Так, при изготовлении конструкций главного монумента на Поклонной горе в Москве применялось трехслойное #покрытие из цинка,алюминия и эпоксидной шпатлевки, рассчитанное на 100 лет. Завод осваивает и метод горячего цинкования, делающий #покрытия также весьма долговечными.

Фирма "НИПРОИНС" занимается научными разработками новых лакокрасочных материалов и осуществляет их промышленный выпуск как на собственнойпроизводственной базе, так и на других заводах холдинговой компании ОАО "НПФ "Пигменты". Ассортимент составляет около 100 наименований продукции длягражданского строительства и мостовых сооружений, авиационной, нефтехимической промышленности.

Использование высокомолекулярных эпоксидных смол позволило фирме создать новый класс фосфатирующих грунтовок на эпоксидной основе. Грунтовка ЭП-0263Снашла применение в мостостроении взамен грунтовки ВЛ-023. С использованием подобного типа связующих разработана уретановая грунтовка "Эпокур".

Для окраски наружных поверхностей мостов, нефтяных резервуаров используется эмаль "Виниколор", обладающая высокой атмосферо- и коррозионнойстойкостью. Предприятием освоено производство радиационно-стойкой эмали ЭП-439, которая в системе #покрытий по грунтовке "Влагокор", способнойнаноситься по влажной поверхности, нашла применение для окраски АЭС. Другая модификация этой эмали применяется в качестве противообледенительного#покрытия.

Фирмой выпускается эмаль "Субкор" для подводного нанесения. Эмалью окрашены портовые объекты в порту Восточный (Дальний Восток), находящиеся подводой, выполненные из металла и бетона. После года эксплуатации #покрытия получены положительные результаты.

Важное место в строительной практике занимает защита от коррозии металла в закрытых конструкциях, скажем, арматуры железобетона. Так, исследования,проведенные в Сибирском государственном университете путей сообщения совместно с НИИЖБом, показали, что весьма эффективно противостоят коррозииарматуры порошковые полимерные эпоксидные #покрытия.

Ученые установили, что на стальную арматуру железобетонных изделий пагубно воздействуют бактерии. "Участие" микроорганизмов в коррозии металлазаключается в его бактериальной деполяризации. Для строительных конструкций от биокоррозии созданы специальные препараты, которые называют биоцидами.

Большое внимание проблеме защиты от коррозии закрытых строительных конструкций было уделено на состоявшейся 1-й Всероссийской конференции попроблемам бетона и железобетона. Здесь, в частности, высокую оценку получила разработка инженерного центра "Югстрой" ГП КТБ ЖБ Госстроя России иНИИЖБа. Ими впервые в мировой практике разработана и внедрена принципиально новая технология антикоррозионной защиты железобетонных свай пропиткойводными дисперсиями латексов с использованием электрофизических методов. Цель данной разработки - повышение плотности (водонепроницаемости)железобетонных изделий, обеспечение коррозионной стойкости их в сильноагрессивных средах при абсолютно экологической чистоте производственногопроцесса. Высокая эффективность антикоррозионной защиты железобетонных изделий подтверждена результатами как лабораторных, так и натурных испытанийэтих изделий и позволяет обеспечить проектную долговечность железобетонных конструкций при эксплуатации в условиях комплексного воздействия силовыхфакторов и агрессивных сред.

Современные методы коррозионного контроля и противокоррозионной защиты позволяют значительно снизить вероятность аварий, нарушения технологическихпроцессов и порчи изделий, возникающих в результате коррозии. Во всех промышленно развитых странах на их основе разработаны блоки коррозионныхстандартов, которые находят широкое применение в различных отраслях производства. Четверть века назад в рамках ИСО был создан ИСО/ТК 156 "Коррозияметаллов и сплавов". Ведение секретариата осуществляет ВНИИстандарт Госстандарта России. Усилия технического комитета направлены на стандартизацию вобласти коррозии металла и сплавов, включая методы оценки коррозии, методы испытаний, способы и создания #защитных систем.

ИСО/ТК 156 сотрудничает с техническими комитетами ИСО, которые прямо или косвенно связаны с коррозионной тематикой. Это ИСО/ТК 17 "Сталь", ИСО/ТК 26"Медь и ее сплавы", ИСО/ТК 35/ПК 9 "Лаки и краски. Общие методы испытаний", ИСО/ТК 35/ПК 12 "Лаки и краски. Подготовка стальных поверхностей кнанесению лакокрасочных #покрытий", ИСО/ТК 79/ПК 2 "Алюминий и его сплавы. Анодированный алюминий", ИСО/ТК 107 "Металлические и другие неорганические#покрытия", ИСО/ТК 119 "Порошковая металлургия", ИСО/ТК 155 "Никель и его сплавы", ИСО/ТК 164/ПК5 "Испытания на коррозионную усталость", ИСО/ТК 167"Стальные и алюминиевые конструкции".

ИСО/ТК 156 взаимодействует с рядом научно-исследовательских, инженерно-исследовательских и инженерно-технических международных организаций,определяющих развитие коррозионной науки и технологических принципов коррозионного контроля и противокоррозионной защиты.

Николай МАТВЕЕВ.

Вернуться в алфавитный список статей
Вернуться в тематический список статей

Внимание! Администрация библиотеки предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.
создание сайта: Это Design