ООО "БИОХИМ", 192012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 120 Лит. Б, оф. 334
тел.: +7 812 380-8205
т./ф.: +7 812 380-8206
e-mail: info@biohim.ru
о компании / о коррозии / библиотека / методы защиты / продукция / контакты/ области применения
Главная страница   Главная
ООО   ООО "БИОХИМ"
новости   новости
информация о коррозии   о коррозии
библиотека   библиотека
методы защиты   методы защиты
продукция   продукция
контакты   контакты
фотогалерея   фотогалерея
области применения   области применения
faq   faq
Библиотека




И ЭТО ВСЕ ТОСОЛ?. // Петровка 38 (Москва).- 12.06.2002.- C.10
Вернуться в алфавитный список статей
Вернуться в тематический список статей

Текст публикации:
И ЭТО ВСЕ ТОСОЛ?.

Неправильно подобранная или некачественная охлаждающая жидкость (ОЖ) может привести к #коррозии и отложениям в системе охлаждения и, как следствие, к течи уплотнений и выходу из строя подвижных деталей (в первую очередь подшипника помпы и краника печки). Зачастую автолюбители не придают значения выбору охлаждающей жидкости. А напрасно.

Что такое тосол?

Начнем с того, что охлаждающие жидкости не стоит делить на тосол, желтый антифриз, синий, зеленый, красный, как делают многие. Тосол - лишь одна из марок антифриза, как "ксерокс" - одна из марок копировальных аппаратов.

Из чего делают антифризы и каковы его свойства?

Антифриз, как следует из названия (англ. antifreeze), - жидкость, устойчивая к низким температурам. Помимо устойчивости к кристаллизации к охлаждающим жидкостям предъявляется ряд других не менее важных требований.

Современная ОЖ должна смазывать водяной насос (помпу) и детали системы охлаждения, защищать их от#коррозии в течение всего срока службы. Причем охлаждающая жидкость должна иметь высокую точку закипания.

Какие антифризы можно смешивать?

Большинство охлаждающих жидкостей производится на основе этиленгликоля. его смешивают с водой, затем добавляют различные присадки и красители. Собственно, пакет присадок и отличает все антифризы друг от друга, в том числе и отечественные антифризы от импортных. Антифризы на базе пропиленгликоля менее распространены, поскольку дороги, однако менее токсичны. Если вы не собираетесь употреблять их во внутрь. (Смертельная доза этиленгликоля около ЮОмл), а применять по назначению, то это не имеет особого значения. Кроме того, антифризы на базе пропиленгликоля не совместимы с ОЖ на базе этиленгликоля.

Обычно нефтяные компании не занимаются производством охлаждающих жидкостей, а заказывают их у наиболее известных в этой области производителей под собственной маркой. Так делают Mobil, Castrol, Shell и многие другие. По существу в разных банках этих компаний разлита одна и та же ОЖ, а цена, которая может различаться в несколько раз, определяется компанией в зависимости от собственной раскрученности на рынке.

Большинство антифризов в виде присадок-ингибиторов #коррозии, содержат в себе силикаты, которые, для защиты системы охлаждения от #коррозии покрывают ее изнутри слоем накипи, который растет со временем ее эксплуатации. Рано или поздно этот слой увеличивается настолько, что забивает собой каналы системы охлаждения и вызывает перегрев двигателя, либо, оторвавшись от внутренней поверхности системы охлаждения, циркулирует в охлаждающей жидкости в виде абразива. Для того чтобы понять, как это происходит, достаточно заглянуть в старый чайник - накипь скапливается на стенках, а отслоившиеся куски падают на дно и попадают в вашу чашку с чаем. Накопление накипи приводит к тому, что теплообмен ухудшается и, подобно тому, как вы покупаете новый чайник, также вам приходится покупать новую помпу или радиатор.

Зачем и когда менять антифриз?

Систему охлаждения необходимо промывать, а антифриз менять. Рекомендуется делать это раз в 2 года, .а также, если вы не знаете, когда менялся антифриз в последний раз, или какой антифриз залит в систему.

Как выбрать автифриз?

Доливайте тот антифриз, который уже залит в систему охлаждения, или по крайней мере на той же основе (этиленгликоль или пропиленгликоль). Помните, что по цвету определить состав антифриза, к сожалению, невозможно.

Если вы не знаете, какой антифриз залит, не экспериментируйте, долейте дистиллированной воды. Но не увлекайтесь, и к зиме нужно будет все равно поменять ОЖ.

Если вам необходимо заменить антифриз, воспользуйтесь рекомендациями руководства по эксплуатации, где должны быть указанны марки и стандарты охлаждающих жидкостей, применимых к вашему автомобилю. Можно также подобрать аналогичный по стандарту антифриз. Следует учитывать, что большинство отечественных антифризов не рассчитаны (по антикоррозионным свойствам) на применение в СО импортных автомобилей. Тем более под видом тосола часто продается подкрашенная вода. Очень любят у нас все подделывать. Так что, если вам дороги радиатор, помпа и блок цилиндров, покупайте антифриз только в надежных местах.

Антифриз продается обычно в концентрированном виде, но при покупке необходимо уточнить это у продавца. Концентрированный антифриз заливают в систему, предварительно смешав с дистиллированной водой в пропорции 1: 1 в расчете на температуру - 36 градусов мороза. Но это не строгое правило. Производители сопровождают свои антифризы наглядной таблицей смешивания или графиком, где указана температура замерзания смеси в зависимости от концентрации. Можно этим воспользоваться.

Готовый раствор или концентрат?

Прежде чем платить деньги за охлаждающую жидкость, внимательно изучите этикетку и выясните, что именно находится в канистре. Если это готовый к применению продукт, проблем нет - сливайте старый состав, при необходимости промывайте систему водой - и заливайте свежую порцию антифриза. Если же вы покупаете концентрат, то будьте готовы к нескольким промежуточным операциям. Первая из них -разбавление. Напомним, что зависимость температуры начала кристаллизации (замерзания) водно-гликолевой смеси от процентного соотношения ее компонентов не является линейной - самым морозостойким будет раствор, состоящий из 65%

(по объему) концентрата и 35% воды. При дальнейшем увеличении доли этиленгликоля температура замерзания будет не понижаться, а повышаться. Так что внимательно изучите порядок приготовления рабочей смеси - он должен быть обязательно указан на этикетке. Вторая тонкость заключается в том, что многие импортные концентраты расслаиваются при контакте с жесткой водой, содержащей соли кальция и магния. Стопроцентную гарантию от появления осадка может дать только дистиллированная вода - ее мы и рекомендуем использовать.

Не гостом единым...

Верхние пластины находились в кондиционных антифризах, нижние - в составах с высокой коррозионной агрессивностью.

В ходе лабораторных испытаний оценивалось девять показателей качества охлаждающих жидкостей (по ГОСТ 28084-89), на основании которых можно объективно судить об их потребительских свойствах.

Температура начала кристаллизации и температура кипения, плотность (процентное соотношение воды и этиленгликоля) характеризуют качество основы антифриза - то есть способность не замерзать зимой, работать в условиях повышенного давления и отводить тепло.

Показатель активности ионов водорода (рН), щелочной запас и тест на совместимость с металлами позволяют судить о коррозионной агрессивности раствора и стабильности его эксплуатационных характеристик. Испытания на коррозионную агрессивность проводятся с металлами двух групп.

Так называемую группу радиатора формируют медь М1, припой ПОС 40-2 и латунь Л63 - именно эти материалы или близкие к ним по составу, как правило, используются в различных теплообменниках. Группа двигателя включает в себя сталь 20, серый чугун СЧ 24-44 и алюминий АЛ9. Металлические пластины собираются в пакет и помещаются в охлаждающую жидкость, разбавленную солевым раствором в соотношении 1: 1.

Объем и устойчивость пенной шапки при продувании рабочего раствора антифриза сжатым воздухом должны быть минимальными. В противном случае жидкость не сможет обеспечивать стабильного теплоотвода и будет провоцировать образование паровых пробок.

Понятно, что охлаждающая жидкость не должна оказывать разрушающего действия на резину. Кроме того, для концентратов мы дополнительно оценивали устойчивость к расслоению при смешивании с жесткой водой.

Еще одно важное замечание. Нормированные значения отдельных показателей качества, взятые из разных стандартов на охлаждающие жидкости, не всегда совпадают. К примеру, минимальная щелочность рабочего раствора, согласно ГОСТ 28084-89, должна быть равной 10 см3, в то время как современные зарубежные требования на этот счет значительно мягче - не менее 5 смЗ. При расстановке акцентов подобные расхождения мы, естественно, учитывали. Впрочем, ни один из импортных антифризов не был забракован нами по причине процессуальных нестыковок.



Вернуться в алфавитный список статей
Вернуться в тематический список статей

Внимание! Администрация библиотеки предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.
создание сайта: Это Design