ООО "БИОХИМ", 192019, Санкт-Петербург, ул. Седова д. 11, лит. А, ТОЦ 'Эврика', офис 909.
тел.: +7 812 380-8205
т./ф.: +7 812 380-8206
e-mail: info@biohim.ru
о компании / о коррозии / библиотека / методы защиты / продукция / контакты/ области применения
Главная страница   Главная
ООО   ООО "БИОХИМ"
новости   новости
информация о коррозии   о коррозии
библиотека   библиотека
методы защиты   методы защиты
продукция   продукция
контакты   контакты
фотогалерея   фотогалерея
области применения   области применения
faq   faq
Библиотека




РЖАВИНО БЕРЕМЯ. // Пермские новости (Пермь).- 15.11.2002.
Вернуться в алфавитный список статей
Вернуться в тематический список статей

Текст публикации:
РЖАВИНО БЕРЕМЯ.

КАК ОБУЗДАТЬ КОРРОЗИЮ

Коррозия - почти то же самое, что коррупция. Для общества (его экономики, экологии да и нравственности, наконец) она во всяком случае также не менее ущербна и обременительна.

На сегодняшний день общий объем металлофонда страны превышает два миллиарда тонн, что составляет примерно четверть всего металлофонда в мировом масштабе. При этом прямые потери от коррозии только у нас в России ежегодно определяются, по оценкам специалистов, в размере 18 миллионов тонн. И это отнимает (вместе с коррозионно-техническим износом металла, машин, оборудования и сооружений, включая затраты на их защиту), по крайней мере, 10 процентов национального дохода страны.

Значительный дополнительный ущерб наносится еще и в результате засорения топлива и масел продукциями коррозии (из-за хранения и эксплуатации нефти, светлых нефтепродуктов и масел в незащищенных от коррозии резервуарах, металлоконструкциях, при их транспортировке в трубах и т.д.). Потому как их очистка на практике существующими методами фильтрации и отстоя фактически невозможна, вследствие чего срок службы двигателей внутреннего сгорания и реактивных "движков" уменьшается в 2-3 раза. Мало того - увеличивается расход ГСМ, а засорение топливной аппаратуры неизбежно ведет к авариям и даже катастрофам. Что мы и наблюдаем в последнее время едва ли не каждый день. Такова цена вопроса.

Как же можно обуздать зловредную коррозию, чтобы не дать ей на "съедение" немалый кусок бюджетных средств, превышающий, между прочим, совокупную потребность наших расходов на науку, образование, экологию и здравоохранение вместе взятых? Вопрос отнюдь не риторический.

Ответить на него мы попросили человека, напрямую занимающегося у нас в Перми (и в области) как раз его разрешением. А именно: директора ООО "ПРОМнефте-газ-Антикор" Булата АХМАТОВА.

- Булат Михайлович, и что действительно так уж невозможно устранить эти колоссальные потери? Поскольку в основе коррозионных процессов лежат, как-никак, все-таки объективные законы природы...

- Категорически с этим не согласен. Ибо сегодня широкое использование уже имеющихся научных разработок в этой области и, соответственно, применение созданных на их основе передовых технологий на практике сокращает ущерб от коррозии как минимум на 25-30 процентов. К тому же, одновременно, помогая решать и немало экологических проблем.

- Очень интересно. И какие именно?

. - Приведу, может быть и "сухие", но весьма красноречивые цифры. К примеру, при выплавке 1000 тонн стали в атмосферу выбрасывается в среднем 40 тонн пыли, 30 тонн сернистого газа, 50 тонн окислов углерода и, вдобавок, расходуется более 100 тонн воды. Отсюда, естественно, вытекает: чем больше мы несем потери от этой пресловутой ржавчины, тем больше вынуждены производить металла, чтобы их восполнить. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но экстенсивный путь, как известно, не самый лучший. На Западе это давно поняли. Поэтому борьба против коррозии в развитых промышленных странах уже поставлена на уровень приоритетных государственных программ. Только в ВВС США на предотвращение дефектов, имеющих место быть по вине коррозии, ежегодно (!) расходуется более 1 млрд долларов.

- Впечатляющий пример...

- И вы знаете, эти расходы вполне даже оправданны. Ведь "благодаря" коррозии в мире (в том числе и в России) происходят ужасающие катастрофы с огромными людскими потерями, невосполнимыми экологическими последствиями. Так, около 33 процентов аварий на магистральных нефтегазопроводах происходит именно из-за коррозии. И в любом случае, затраты на устранение их последствий просто несоизмеримы с тратами на их предотвращение.

- Ну и как же эффективно бороться с этим "ржавным беремем"?

- Приемов и средств, в общем-то, много.

- А что дает максимальный эффект при минимальных на то затратах?

- Метод холодного цинкования, основанный на электрохимической (протекторной) защите. Говорю это вам как практик.

- Поясните, пожалуйста, по возможности популярно, что это за метод?

- Хорошо, попытаюсь. Коррозия, как известно, является электрохимическим процессом, образующим электрические потенциалы на участках поверхности металла с появлением при этом электрического тока, называемого в данном случае коррозионным током. Поэтому основным принципом активной защиты черных металлов (катодным, как мы говорим) является защита посредством "жертвенных" электронов. Он заключается в том, что один металл (в данном случае - цинк) расходуется (жертвуется) для защиты другого металла (железа). Основным же доводом в пользу применения именно цинка в качестве защитного #покрытия для стали являются его особенные, я бы сказал, уникальные свойства. Цинк подвергается "ржавлению" гораздо медленнее, нежели железо, причем в большинстве сред.

- Булат Михайлович, после всего сказанного вами у меня невольно (по памяти) воспроизводится следующая картина: удушливые заводские цеха, где в огромных парящих ваннах с расплавленным цинком на цепях, свисающих с механических подъемников, "плавают" в серебристом растворе некие чернометаллические предметы. Дорого. Трудоемко. И для работающих на таком производстве еще и очень вредно, вдобавок. А как быть с крупногабаритными изделиями, с работой на месте нахождения тех или иных громоздких металлоконструкций и оборудования, где как раз и требуется "скорая помощь"?

- Вот и у вас, я вижу, представления об этой процедуре - на уровне середины прошлого столетия. Технология холодного цинкования с применением ЦНК (цинконаполнительных композиций), о которой я вам и толкую, как раз и лишена всех этих недостатков (она гарантирует абсолютную нетоксичность, пожаробезопасность, термостойкость до +800 шС). Поскольку#покрытие металла таким вот составом методом распыления, валиком или даже просто кистью обеспечивает изделию, по сути, двойную защиту: и катодную, и пленочную. Срок же действия ее зависит от толщины слоя цинка и, в зависимости от условий эксплуатации, она "обороняет" металл от ржавчины в течение 25-50 лет.

- И вы это гарантируете?

- Гарантирую. Ибо выпускаемые и применяемые у нас на предприятии ("Промнефтегаз-Антикор") цинконаполнительные композиции, в частности, цинксиликатные - плод многолетних разработок целого ряда научно-исследовательских институтов РАН. Таких, скажем, как ЦНИИ конструкционных материалов (г. Санкт-Петербург), ЦНИИ технологии судостроения из того же Севастополя, института металлургии РАН (г. Екатеринбург) и других наших ведущих научных центров.

- Ну а чем ЦНК лучше, к примеру, обычных #лакокрасочных #покрытий?

- Да хотя бы тем, что при безусловном сходстве с ними по составу и способу их нанесения, мы здесь имеем огромное преимущество по срокам эксплуатации, превышающим сроки эксплуатации #лакокрасочных материалов аж в 25 раз.

Экономические выгоды применения ЦНК перед ЛКМ становятся еще более очевидными при сравнении общих затрат (с учетом эксплуатационных расходов). Так, после #покрытия цинконаполненными композициями резервуаров для хранения нефтепродуктов на предприятиях ПНОСа, "Транснефти", "ЛУКОЙЛа" число капитальных ремонтов, как показала практика, снижается в 4-5 раз. ЦНК с неменьшим успехом могут быть использованы в машиностроении, энергетике, гражданском и промышленном строительстве, черной и цветной металлургии, автомобильном, речном, железнодорожном транспортах, в коммунальном хозяйстве. В общем, практически везде.

- А во что это обходится тому или иному конкретному клиенту-потребителю?

- Все компоненты ЦНК производят в Уральском регионе, что снижает затраты на их выпуск. Стоимость 1 килограмма ЦНК составляет около 240 рублей. При двухслойном #покрытии расход -0, 2-0, 3 килограмма на квадратный метр. Таким образом, весь процесс холодного цинкования, включая подготовку поверхности изделий (пескоструйным способом либо химическим) и расходные материалы, обойдется ему на нашем предприятии в 260-320 рублей за квадратный метр. Вот и считайте...

- Рано или поздно, я думаю, посчитают.



Вернуться в алфавитный список статей
Вернуться в тематический список статей

Внимание! Администрация библиотеки предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.
создание сайта: Это Design