ООО "БИОХИМ", 192019, Санкт-Петербург, ул. Седова д. 11, лит. А, ТОЦ 'Эврика', офис 909.
тел.: +7 812 380-8205
т./ф.: +7 812 380-8206
e-mail: info@biohim.ru
о компании / о коррозии / библиотека / методы защиты / продукция / контакты/ области применения
Главная страница   Главная
ООО   ООО "БИОХИМ"
новости   новости
информация о коррозии   о коррозии
библиотека   библиотека
методы защиты   методы защиты
продукция   продукция
контакты   контакты
фотогалерея   фотогалерея
области применения   области применения
faq   faq
Библиотека




Бобылев Леонид УДАРИМ ЗАКОНОМ ПО ДЫРЯВЫМ ТРУБАМ. // Нефть России (Москва).- 25.01.2003.- C.101-103
Вернуться в алфавитный список статей
Вернуться в тематический список статей

Текст публикации:
УДАРИМ ЗАКОНОМ ПО ДЫРЯВЫМ ТРУБАМ.

Государственной Думе пора заняться выработкой правового документа, который бы обеспечивал безопасность страны от аварий на трубопроводном транспорте

Экологическая опасность от утечек из нефте- и газопроводов в России возрастает с каждым годом. В немалой степени прогрессирующая изношенность труб объясняется тем, что они сделаны преимущественно из некачественных сталей, легко подвергающихся коррозии. А если принять во внимание те факты, что общая протяженность трубопроводной сети составляет в России, по данным Международной академии экологии и природопользования, 17 млн км и большая ее часть эксплуатируется свыше 20 лет, то, видимо, уже не за горами массовое разрушение еще действующих "ниток".

* Тучи сгущаются

Сегодня особую опасность несут в себе стальные нефтепроводы. Так, по данным МЧС России, ежегодно на них из-за аварий происходит не менее 20 тыс. разливов нефти. В результате этих бедствий концентрация нефтепродуктов в водоемах некоторых густонаселенных городов в 9-15 раз превышает предельно допустимые нормы, экстремальное загрязнение почвы в 150-200 раз превосходит фоновые значения, а десятки тысяч гектаров земли уже частично или полностью исключены из хозяйственного оборота.

Ситуация складывается настолько угрожающей, что вынуждает мировое сообщество все чаще и чаще обращаться к проблеме утечки нефти и нефтепродуктов из трубопроводов. В последний раз это случилось на конференции в Москве, которая так и называлась: "Международный опыт борьбы с разливом нефти и ликвидация аварий в связи с разрывом трубопроводов, по которым транспортируются нефть и нефтепродукты". Выступавшие на ней специалисты, в частности, отмечали, что ежегодно из-за физического износа и коррозии из трубопроводов вытекает от 10 до 15 млн т нефти.Как известно, крупная авария подобного рода произошла в августе 1994 г. в Усинском районе Республики Коми. Вследствие ее береговая зона рек Уса и Колва и устье реки Печоры на протяжении более 30 км оказались покрыты толстым слоем вязкой черной массы. Для ликвидации последствий аварии государство выделило 290 млрд рублей.

Нередко аварии на магистральных трубопроводах приводят и к гибели людей. Так, в 1989 г. вблизи Уфы в результате взрыва на одном из участков трубопровода погибло 650 человек. Наконец, самую большую опасность в экологическом плане несут "нитки", проложенные по дну водоемов. А поэтому приоритетными направлениями в деле охраны природы являются переход на строительство трубопроводов из полимерных материалов, а также выработка более современных технологий их прокладки...

* Семь плюсов бестраншейного метода

Зарубежные специалисты считают, что наиболее перспективны для транспортировки нефти и газа стекловолокнистые трубы, "выложенные" внутри высокопрочными слоями стальной ленты. Они способны выдерживать значительные давления - от 40 до 400 атмосфер, (в зависимости от диаметра и толщины стенок). При этом срок их эксплуатации более продолжителен, чем у стальных труб - минимум 50 лет в любых климатических условиях. К тому же стекловолокнистые трубы практически полностью защищают окружающую среду от разливов в течение всего срока службы, обеспечивая непрерывность в транспортировке нефти и газа без каких-либо существенных затрат на техническое обслуживание. Более того, эти трубы легковесны, не требуют тяжелого оборудования при монтаже - его даже можно осуществлять в четыре раза быстрее, чем при прокладке стального трубопровода.

Наконец, они наиболее перспективны для транспортных "ниток", проходящих через водные преграды, и монтируются с применением установок направленного бурения. Такие установки, широко используемые за рубежом, позволяют укладывать бестраншейным способом трубопроводы диаметром до 1,5 м на расстояние до 1,5 км. Для этого сначала бурят с одного берега на другой "лидерную" скважину под руслом реки, повторяя очертания ее дна в поперечном профиле. Этот процесс осуществляется с применением буровой головки, смонтированной на приводной полой штанге. Управление ее движением по заданной траектории происходит с помощью кабельной системы локации. После выхода буровой головки в заданную точку на противоположном берегу реки ее снимают и на приводную штангу монтируют расширитель, к которому через вертлюг присоединяют собственно трубу. При обратном движении штанги происходит расширение "лидерной" скважины с одновременным затягиванием в нее трубы.

Бестраншейный способ обладает большими преимуществами перед траншейным. Во-первых, он исключает проведение любых земляных работ как на поверхности, так и на дне: во-вторых, исчезает необходимость балластировки трубопровода: в-третьих, предотвращаются возможности его повреждения вследствие интенсивного судоходства: в-четвертых, сокращается время и снижается себестоимость строительных работ; в-пятых, повышается надежность самого трубопровода (за счет его укладки на большой глубине, в массиве ненарушенного грунта): в-шестых, уменьшаются эксплуатационные затраты (за счет исключения водолазных работ по ликвидации возможных разрывов трубопроводов и ремонта линии береговых укреплений); наконец, не нарушается естественный природный ландшафт.

К сожалению, в России оборудование для бестраншейной прокладки магистральных нефтегазопроводов через водные преграды практически не производится, хотя работы в этом направлении ведутся уже давно. Еще в 1985 г. Государственным комитетом по науке и технике (ГКНТ) была разработана программа по созданию такого оборудования. К ее выполнению были привлечены ведущие научно-исследовательские, конструкторские и производственные организации. Однако коренные экономические и политические изменения в нашей стране негативно повлияли на процесс развития отечественной техники, и все работы в этом направлении были приостановлены.

В то же время за рубежом последние десять лет ознаменовались настоящим бумом в деле создания еще более современного оборудования для бестраншейной прокладки трубопроводов. Нельзя, однако, утверждать, что наши производители смирились с таким положением вещей. Отнюдь нет, некоторые фирмы даже пытаются разрабатывать и производить собственные образцы такой техники. Например, специалисты 000 "Специальное ремонтно-строительное предприятие" (г. Казань) предложили новинку - установку направленного бурения для бестраншейной прокладки трубопроводов диаметром до 600 мм и на расстояние до 500 м. А ЗАО "Урал-Кран" создало установку повышенной мощности для труб диаметром до 800 мм, "дальнобойностью" до 1 км. Правда, интереса со стороны государственных структур ко всем этим наработкам пока, к сожалению, не наблюдается.

* Новая техника -пока только в Кремле

Не менее опасными в экологическом плане, чем разливы нефти, являются также промышленные стоки. Факты свидетельствуют, что наиболее существенный вред окружающей среде в городах наносят именно стоки предприятий химической, текстильной, машиностроительной промышленности, случающиеся опять же вследствие чрезвычайной изношенности трубопроводов.

Так. к примеру, только в 1997 г. в реки и водоемы, поставляющие воду в московскую водопроводную систему, в виде стоков попало, по меньшей мере, 9,3 тыс. т нефтепродуктов, 32,1 тыс. т фосфора, 106,9 тыс. т азота, а также изрядное количество фенола, цинка, токсичных тяжелых металлов.

Но и это еще не все.Утечки воды из теплотрасс приводят к просадкам грунтов, затоплению фундаментов и, в конечном счете, обрушению зданий, провалам на дорогах, а иногда даже и к гибели людей.

Как же избежать таких "технических катаклизмов"? Зарубежный опыт опять же призывает решать эту проблему путем замены стальных трубопроводов другими, выполненными из полимерных материалов. Для систем городской канализации в промышленно развитых странах мира в основном применяют полимербетонные трубы, для теплотрасс - с пенополиуретановой теплоизоляцией и системой аварийной сигнализации, исключающей замерзание воды.

К сожалению. Россия и здесь не на высоте. Отечественная промышленность еще не наладила массового выпуска труб из современных полимерных материалов. И хотя некоторые небольшие частные фирмы и пытаются на свой страх и риск выправить сложившуюся ситуацию, их масштабы производства - не более 5% от необходимых объемов, то есть лишь капля в море.

В то же время изношенность трубопроводных систем во многих российских городах весьма существенна, и единственно правильным решением остается лишь полномасштабная их замена новыми, с большим сечением в поперечнике. За рубежом эта операция, как мы уже выше отмечали, осуществляется бестраншейным способом с применением специального оборудования. В России же она, как правило, ведется открытым (траншейным) способом. Для этого используются навесные гидро- и пневмомолоты. пневматические отбойные молотки, перфораторы. После укладки новых коммуникаций траншею засыпают грунтом или песком без какого-либо уплотнения, покрывая сверху асфальтобетонной смесью, укладываемой зачастую в грязь, воду или снег. Нередко качество работ таково, что в дальнейшем от транспортных нагрузок, атмосферных осадков или смены температур асфальтобетонное покрытие разрушается. и образуются выбоины. Следовательно, необходим ремонт.

К сожалению, оборудование для бестраншейной замены старых трубопроводов новыми с большим сечением в поперечнике отечественными предприятиями почти не изготавливается. за исключением, пожалуй, образцов для укладки комплектов труб диаметром 150-250 мм. Их разработчики - Институт горного дела Сибирского отделения Академии наук РФ и фирма "Комбест". По их лицензии такое оборудование в ограниченном количестве выпускает Одесский завод строительно-отделочных машин. Эту технику применяло, в частности, ТОО "Прогресс" в ходе строительных работ в Москве, в том числе и в Кремле при реконструкции подземных коммуникаций. Однако основная масса подобного оборудования все же приобретается на Западе и по весьма высоким ценам.

И все же, несмотря на общее отставание, отечественным предприятиям тоже есть чем гордиться. Вспомним, к примеру, раскатчики скважин, подготовленные к производству более десяти лет назад Институтом горного дела РАН совместно с научно-производственной компанией "БоС". Они были защищены 10-ю зарубежными патентами в США, Великобритании, Франции, Канаде, Швеции, ФРГ; 50-ю авторскими свидетельствами СССР и 24-ю российскими патентами. Новая техника демонстрировалась и на Международной #выставке изобретений и технических новинок в Женеве в 1991 г., и на Всемирном салоне изобретений и промышленных инноваций "Брюссель-Эврика-95", где была отмечена двумя золотыми медалями и дипломами. Причем главное преимущество отечественной техники по сравнению с зарубежными аналогами - в широкой области применения. В частности, ее можно использовать для прокладки всех видов коммуникаций, ремонта изношенных трубопроводов, установки набивных свай, формирования в грунте цементно-бетонных трубопроводов и многих других видов работ.

Четыре года назад первую партию раскатчиков и приводов к ним изготовила самолетостроительная корпорация "МиГ". Недавно она же демонстрировала раскатчик на Международной выставке "Высокие технологии оборонного комплекса", проходившей в Выставочном комплексе на Красной Пресне. Многие специалисты тогда отмечали, что серийный выпуск такой техники позволил бы ускорить решение многих проблем в деле строительства и ремонта трубопроводной системы России.

* На законной основе

По мнению академика Международной академии экологии и природопользования Виктора Ромейко, в XXI век отечественные трубопроводные системы жизнеобеспечения вошли изношенными на 50-70%. И если не принять срочных мер, то в России возможно повторение катастроф сродни чернобыльской. И первые "звоночки" уже начинают раздаваться сейчас: так, зимой 2001 г. в Приморском крае вследствие отключения электроэнергии вышли из строя сотни километров водопроводных и тепловых сетей. А вот если бы все они были не из металла, а из современных композиционных материалов, то такой аварии могло бы и не произойти!

Кстати, в России до сих пор нет законодательной базы, на основе которой могла бы функционировать система безопасности, предотвращающая подобные экологические и техногенные катастрофы. И начинать формирование такой базы нужно с принятия Госдумой закона о трубопроводном транспорте нефти, газа, промышленных стоков, воды и тепла. Основой такого документа должна стать концепция перехода на строительство трубопроводов преимущественно из полимерных материалов (вместо стальных), внедрение новых, в частности бестраншейных, способов их прокладки.

Кроме того, такой закон позволил бы определить статус владельцев трубопроводного транспорта, их права и обязанности перед обществом, увязанные с административной и уголовной ответственностью за строительство и эксплуатацию некачественных трубопроводов, с другими, уже действующими или подготавливаемыми к принятию законодательными актами о недрах, природных ресурсах и т.п.



Вернуться в алфавитный список статей
Вернуться в тематический список статей

Внимание! Администрация библиотеки предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.
создание сайта: Это Design