ООО "БИОХИМ", 192012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 120 Лит. Б, оф. 334
тел.: +7 812 380-8205
т./ф.: +7 812 380-8206
e-mail: info@biohim.ru
о компании / о коррозии / библиотека / методы защиты / продукция / контакты/ области применения
Главная страница   Главная
ООО   ООО "БИОХИМ"
новости   новости
информация о коррозии   о коррозии
библиотека   библиотека
методы защиты   методы защиты
продукция   продукция
контакты   контакты
фотогалерея   фотогалерея
области применения   области применения
faq   faq
Библиотека




Архипова Ирина МОНУМЕНТ УХОДИТ В ОТПУСК. // Итоги (Москва).- 30.09.2003.- C.50-52
Вернуться в алфавитный список статей
Вернуться в тематический список статей

Текст публикации:

Москва на время лишится своей визитной карточки - скульптуры "Рабочий и колхозница". На этой неделе многотонное сооружение будет разрезано и отправлено на реставрацию

ЕСЛИ НЕ СЛУЧИТСЯ НИЧЕГО ИЗ РЯДА ВОН выходящего, то в ближайшее время "Рабочий и колхозница" останутся без голов. Сначала, правда, у них отберут серп и молот и отрежут руки... Знаменитая скульптура Веры Мухиной в течение следующего месяца будет разделена на семнадцать частей. Фрагменты скульптуры погрузят на спецмашины и по маршруту, заранее определенному ГИБДД, вывезут в реставрационную мастерскую, чтобы через два года вернуть на прежнее место обновленными.

Еще в начале 80-х эксперты, исследовавшие "Рабочего и колхозницу", пришли к выводу, что композиция находится в крайне тяжелом состоянии - внутренний каркас деформирован, частично изношен. За прошедшее с тех пор время состояние из тяжелого превратилось в аварийное. Временные заплатки проржавели, каркас из уголков окончательно съела #коррозия, разрушился бетонный постамент. Шарф в руках колхозницы опустился почти до пояса, а правая нога приобрела опасную кривизну. Скульптор-реставратор Вадим Церковников, пять лет боровшийся за спасение рукотворного символа советской эпохи, теперь займется реставрацией мухинской композиции. По его словам, привлечь внимание столичных властей к плачевному состоянию скульптуры стоило многих усилий. Впрочем, точно никто не может сказать, удалось бы вообще что-нибудь сделать, если б Москва два года назад не претендовала на проведение Всемирной выставки ЭКСПО-2010. Главной козырной картой в этой борьбе был ВВЦ, который планировалось превратить в современный выставочный центр. Композиция, представлявшая в 1937 году Советский Союз на Всемирной выставке в Париже, явно требовала обновления. Посему решение столичных властей о реставрации "Рабочего и колхозницы" выглядело вполне логичным, хотя стоило городскому бюджету 900 миллионов рублей. Именно во столько обойдется реставрация самой скульптуры и возведение нового постамента.

Кстати, о постаменте. Прежний разберут. На его месте появится торговый центр высотой 35 метров. По облику он полностью повторит павильон СССР, на котором "Рабочий и колхозница" возвышались в Париже. А стены этого суперсовременного торгового центра будут украшены барельефами из жизни рабочих и крестьян. Мода на соцреализм, которая сегодня захватила весь мир, здесь кажется уместной, как нигде. А пока будет строиться павильон-постамент, над демонтированными рабочим и колхозницей поработают реставраторы и инженеры. Планируется полностью заменить каркас: новый выполнят из нержавеющей стали. Металлическую оболочку решено оставить, но нанести на ее поверхность титановое напыление. Сваривать части железных людей будут лазерной сваркой. При этом швы, придающие композиции особый шарм, исчезнут, и их придется воссоздавать специально. Однако, по мнению Церковникова, это стоит сделать, чтобы композиция "Рабочий и колхозница" навсегда осталась такой, какой сделала ее Мухина. Реставратор считает эту работу лучшим образцом монументального искусства. "Мы скрупулезно сохраним все пропорции и черты этого гениального произведения, хотя фигуры потрясающе непропорциональны. Голени ног одной из фигур на два метра отличаются друг от друга. Но эти диспропорции позволили Мухиной добиться той динамичности и стремительности, которой невозможно не восхититься", - говорит Церковников.

В мастерской реставратора уже давно стоит уменьшенная копия монумента, разделенная маркером на 17 фрагментов. Больше года реставратор и его команда искали оптимальный способ демонтажа конструкции и пришли к выводу, что именно на столько частей следует разрезать скульптуру: более крупные детали трудно транспортировать, более мелкие сложно собрать потом снова.

Подготовка к демонтажу монумента шла всю прошедшую неделю. Многочисленные согласования с МЧС, ГИБДД, строителями оказались делом весьма хлопотным и несколько отодвинули начало фактической разборки скульптуры, которая продлится не меньше месяца. "Чтобы не повредить оболочку, нужно очень аккуратно снять заклепки, с помощью которых состыкованы детали. А в каждом шве их тысячи, поэтому на демонтаж потребуется много времени", - рассказывает Вадим Церковников. Любопытно, что Вера Мухина собрала свою композицию всего за 12 дней, обратный же процесс будет происходить в три раза дольше. А еще говорят "ломать - не строить"...

Кстати, то, что монумент оказался построенным не на века, имеет объяснение. Сама Вера Мухина не прочила своему произведению долгой жизни, готовила его для разовой акции - "дефиле" в Париже. После выставки монумент хотели разобрать и забыть, но согласно легенде Сталин лично приказал перенести скульптуру на ВСХВ (ныне ВВЦ) и оставить там как символ единения индустриального города и колхозной деревни. Со временем гигантские мужчина и женщина стали одним из узнаваемых образов Москвы и ее достопримечательностью. Никому даже не пришло в голову посягнуть на них тогда, когда летели с постаментов олицетворяющие советскую эпоху гранитные дзержинские и ленины... Мухина и ее легендарная композиция вошли в историю, хотя совсем этого не планировали.

Фото:

- ПОСЛЕДНЕЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СКУЛЬПТУРЫ ВЫЯВИЛО, ЧТО "РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА" НАСТОЛЬКО ОСЛАБЛИ, ЧТО МОГУТ РАЗВАЛИТЬСЯ, ЕСЛИ В МОРОЗНЫЙ ДЕНЬ В СТОЛИЦЕ ЗАДУЕТ УРАГАННЫЙ ВЕТЕР РЕСТАВРАЦИЯ КОМПОЗИЦИИ ПОРУЧЕНА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИМ МАСТЕРСКИМ "БИОР" И НПО "ЛУЧ". СПЕЦИАЛИСТЫ ГОВОРЯТ, ЧТО СЛЕДУЮЩАЯ РЕСТАВРАЦИЯ СКУЛЬПТУРЕ ПОТРЕБУЕТСЯ НЕ РАНЬШЕ, ЧЕМ ЧЕРЕЗ 150 ЛЕТ

- СОГЛАСНО ПРОЕКТУ РЕСТАВРАТОРА ВАДИМА ЦЕРКОВНИКОВА (НА ФОТО ВВЕРХУ), СКУЛЬПТУРНУЮ композицию РАЗРЕЖУТ НА 17 ЧАСТЕЙ. В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ИЗ РУК ИЗВЛЕКУТ СЕРП И МОЛОТ. И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПОСЛЕДНЯЯ НОГА ОТПРАВИТСЯ В МАСТЕРСКУЮ, СТРОИТЕЛИ ПРИСТУПЯТ К ДЕМОНТАЖУ ПОСТАМЕНТА



Вернуться в алфавитный список статей
Вернуться в тематический список статей

Внимание! Администрация библиотеки предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.
создание сайта: Это Design