ООО "БИОХИМ", 192012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 120 Лит. Б, оф. 334
тел.: +7 812 380-8205
т./ф.: +7 812 380-8206
e-mail: info@biohim.ru
о компании / о коррозии / библиотека / методы защиты / продукция / контакты/ области применения
Главная страница   Главная
ООО   ООО "БИОХИМ"
новости   новости
информация о коррозии   о коррозии
библиотека   библиотека
методы защиты   методы защиты
продукция   продукция
контакты   контакты
фотогалерея   фотогалерея
области применения   области применения
faq   faq
Библиотека




Мясников Алексей ТРУБА - ДЕНЬГИ. // Наш Континент (Москва).- 22.12.2003.- 052.- C.11
Вернуться в алфавитный список статей
Вернуться в тематический список статей

Текст публикации:

Расходы на строительство и содержание трубопроводной системы России достигли огромных размеров. Можно ли их уменьшить? От этого зависят состояние всей экономики страны и жизненный уровень населения, считает председатель Межведомственного координационного Совета по техническому совершенствованию газораспределительных систем и других инженерных коммуникаций, генеральный директор ЗАО "Полимергаз" Владимир УДОВЕНКО.

- Когда мы произносим слово "транспорт", обычно имеем в виду железные дороги, автомобили, самолеты, пароходы. А трубы? Это тоже транспорт, который имеет не меньшее значение, чем, например, железнодорожный. По трубам подаются вода, тепло, газ - многое из того, что определяет условия жизни современного человека.

Трубопроводный транспорт не слишком заметен, он в основном под землей, так как надземное исполнение уродует внешний вид населенного пункта, снижает надежность и безопасность эксплуатации труб (ураганы, наезды автотранспорта и т.д.). .Но он напоминает о себе, когда мы видим раскопанные улицы и скверы, гудящие самосвалы и дымящие экскаваторы. Трубопроводные распределительные системы являются одной из главных составляющих жилищно-коммунального хозяйства страны, они в значительной степени определяют затраты и соответственно тарифы на использование энергоресурсов. В свою очередь, коммунальное хозяйство такой страны, как Россия, с ее огромными территориями и суровым климатом, существенно влияет на состояние всей экономики.

На ремонт и обслуживание труб тратятся миллиарды долларов. Только в Москве ежегодно вскрываются около пяти тысяч котлованов для устранения утечек и повреждений изоляции в газовых и водопроводных сетях. Большие средства затрачиваются на определение состояния изоляции и защиту газопроводов от коррозии. Крупному газовому хозяйству это обходится до 80 миллионов рублей в год.

Аналогичная ситуация у теплоснабженцев. Трубопроводы горячего водоснабжения заменяют через 8-10 лет службы, а это многие десятки километров, огромное количество строительной техники, многомиллионные расходы. При этом нужно отметить, что системы комплексной защиты от коррозии всех подземных коммуникаций в России так и не создано, отсюда частые повреждения и гигантские утечки воды и прочего содержимого трубопроводов. В таких условиях растущие затраты на эксплуатацию нашего жилищно-коммунального хозяйства вряд ли могут быть безболезненно для страны компенсированы повышением тарифов и огромными дотациями из бюджета. Где же выход?

Распределительная трубопроводная система России имеет протяженность более миллиона километров. Даже при цене 1 километра 1 миллион рублей общая стоимость этой системы зашкаливает за 30 миллиардов долларов. Перед человечеством всегда стояла задача, из чего делать трубы, чтобы уменьшить затраты на их строительство и эксплуатацию. Сейчас эта проблема как никогда актуальна.

Раньше трубы в основном делали из чугуна. Чугун обладает большой прочностью и, самое главное, не боится коррозии. Тем не менее надежное соединение труб посредством сварки стало основным фактором, почему уже в прошлом веке стальные трубы стали вытеснять чугунные. Злейший враг стальной трубы - коррозия почвенная, а затем и электрическая от блуждающих токов, особенно в городах. К концу века стало ясно, что при огромной протяженности стальных трубопроводов расходы на их содержание достигли непомерных размеров, и необходимо искать новые решения. Не случайно мероприятия, связанные с этой проблемой, сегодня во всем мире привлекают повышенное внимание.

Яркий тому пример - II российская выставка с международным участием "Трубопроводные системы. Реконструкция, ремонт, строительство - 2003", которая состоялась в конце ноября в Москве на ВВЦ под патронатом Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи с участием целого ряда министерств и ведомств и множества как отечественных, так и зарубежных предприятий.

Значительная часть выставки и проводившихся в ее рамках конференций была посвящена трубам из полиэтилена. Тому есть две основные причины. Первая - высокая надежность, безопасность и долговечность таких труб. Вторая - вопиющий консерватизм в их производстве и применении в России. И это несмотря на то, что Советский Союз был одной из первых стран, где ставились эксперименты по строительству полиэтиленовых трубопроводов.

Благодаря прогрессу в нефтехимической отрасли трубы из полимерных материалов стали появляться еще в 70-80-х годах. Как часто бывает, в нашей стране эти нововведения скоро были полузабыты, в то время как развитые страны достигли в этой области больших успехов. Работы там шли по двум главным направлениям: создавался материал для производства труб необходимой прочности и максимального срока службы, создавались оборудование и технологии для соединения труб между собой и арматурой. Эти задачи были успешно решены. Испытаниями доказана долговечность полиэтиленовых труб не менее 50 лет. Процесс их сварки иначе как образцовым назвать нельзя - полная автоматизация и выдача распечатки о качестве сварного шва.

А труба, намотанная на барабан, - это революция при строительстве трубопроводов: скорость строительства соответствует скорости вскрытия траншей экскаватором. Бригада из двух-трех человек в день может проложить более километра трубопровода. Полиэтиленовые трубы могут использоваться не только для нового строительства. В мире разработаны и широко применяются несколько технологий реконструкции существующих стальных трубопроводов без их вскрытия, например обычная пряжка полиэтиленовой трубы внутри стальной. После этого можно снять электрическую защиту со стального трубопровода, который к тому же будет надежным футляром полиэтиленовой трубы.

А разве не уникальным качеством полиэтиленовой трубы является возможность пережатия ее в любом месте, скажем в случае аварии? Стоимость полиэтиленовых труб значительно ниже других, а надежность сварного соединения выше. Это самые экономичные и долговечные трубопроводы.

Между тем состояние трубопроводного транспорта в России крайне неудовлетворительное. Для производства и сварки полиэтиленовых труб нет необходимого отечественного оборудования, в основном используется импортное. Хотя наша страна, безусловно, может и должна решить эти проблемы.

Комитет Государственной думы РФ по энергетике, транспорту и связи настаивает на принятии закона о трубопроводном транспорте. Нужно законодательно обеспечить защиту производителей отечественного оборудования. Будущее безусловно за полиэтиленом.



Вернуться в алфавитный список статей
Вернуться в тематический список статей

Внимание! Администрация библиотеки предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.
создание сайта: Это Design