ООО "БИОХИМ", 192012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 120 Лит. Б, оф. 334
тел.: +7 812 380-8205
т./ф.: +7 812 380-8206
e-mail: info@biohim.ru
о компании / о коррозии / библиотека / методы защиты / продукция / контакты/ области применения
Главная страница   Главная
ООО   ООО "БИОХИМ"
новости   новости
информация о коррозии   о коррозии
библиотека   библиотека
методы защиты   методы защиты
продукция   продукция
контакты   контакты
фотогалерея   фотогалерея
области применения   области применения
faq   faq
Библиотека




Долгодворов Владимир ,. Речные мини-"титаники". // Труд (Москва).- 10.02.2004.- C.5
Вернуться в алфавитный список статей
Вернуться в тематический список статей

Текст публикации:

Почти сотня затонувших судов захламляет великую русскую реку Волгу и ее притоки

Если взглянуть на карту Волги, Оки и других крупных реи бассейна, составленную Нижегородским филиалом "Союза водопользователей России", предстает удручающая картина. Вся акватория - своего рода кладбище затонувших кораблей. Старинные пароходы и еще недавно бывшие на ходу теплоходы, баржи, плавучие краны, понтоны мостов... Чего только нет на дне и по берегам рек!

Вся эта масса искореженного, проржавевшего металла не только портит пейзаж прибрежной полосы, но и сильно загрязняет воду. Опасность представляют и коррозия металла, и разлагающаяся ядовитая краска, и остатки горючесмазочных материалов в машинных отделениях и трюмах. Особенно много выведенных из эксплуатации судов появилось на реках в первой половине 90-х годов, когда масса предприятий, прежде всего мелких, обанкротилась. Им стало не до теплоходов и речных причалов. К1997 году в акваториях рек насчитывалось около 400 подлежащих утилизации объектов. Нижегородская область первой в регионе забила тревогу и приступила к ликвидации речных "титаников". Но их и сейчас, судя по официальным данным, около 100. Так что работы хватит.

Всерьез решением этой проблемы занимается лишь ОАО "Судоходная компания - "Волжское пароходство". Вместе с одной из московских фирм они только в минувшем году подняли со дна рек 11 крупных судов. Для этой цели использовался плавучий кран "Могучий" грузоподъемностью 350 тонн - самый мощный, но, увы, единственный на всей Волге, а потому за ним выстроилась очередь.

Есть еще одно серьезное осложнение: большинство речных мини-"титаников" бесхозно, найти их владельцев, как правило, не удается. В соответствии с действующим законодательством, если собственник судна не известен, оно должно быть поставлено государственной судоходной инспекцией на специальный учет. А еще через год, если хозяин так и не объявился, представители Минимущества могут подать в суд заявление о праве собственности на объект, чтобы впоследствии им можно было распорядиться. Но кому нужна груда ржавого железа? Поэтому не стоит удивляться, что в Нижегородской области ни одно из сотен бесхозных плавсредств не было поставлено на учет. В результате утилизацией вынуждены заниматься местные власти. Потому и ржавеют на берегах рек суда, отслужившие свой век.

Но так ли убыточна их утилизация? Казалось бы, бери дармовой металл (не все корабли затоплены, многие застряли на суше), разделывай, зарабатывай деньги. Следуя этой логике, комитет охраны природы Нижегородской области обратился к руководителям крупнейших судостроительных предприятий - завода "Красное Сормово" и Навашинской судоверфи - с предложением заняться утилизацией негодных речных кораблей. Но те подсчитали и отказались: выручка не покрывает даже прямых затрат на это благое дело. А лакомые куски - суда, которые находились на плаву и подлежали буксировке по рекам, - давно переплавлены в печах Череповецкого металлургического комбината.

Причем если на больших реках работа по очистке хоть со скрипом, но ведется, то на малых - просто беда. Вот Ветлуга

- левый приток Волги - долго считалась одной из чистейших рек Европы, оставаясь важным транспортным путем. Но теперь суда здесь ходят крайне редко, только во время весеннего половодья. Да и нужды в них почти нет. Современные автодороги проложены даже в самые отдаленные районы. С былым монополизмом речного флота как единственного здесь вида транспорта покончено. Сейчас на Ветлуге только в одном Воскресенском районе зарегистрировано больше 20 судов, которые не подлежат буксировке. С них сняли все, что можно использовать в хозяйстве или сдать в пункты приема металлолома. Я видел даже такую нелепую картину: вдали от реки, среди леса стоит себе теплоход "Писемский", точнее его остов. Никто из местных жителей не помнит, когда и как он здесь оказался. Наверное, заблудился в весенний разлив и сел на мель, а вода ушла... И в поселке с названием Лесной курорт, где расположен пансионат, на берегу ржавеют восемь старых судов, еще два десятка безжизненно стоят в заливе.

Схожая ситуация - и в других поволжских регионах, особенно в низовьях великой реки. Вот почему нижегородские природоохранные организации предложили разработать межрегиональную программу по очистке акватории реки Волги от затонувших и брошенных плавсредств. А первым делом - создать реестр выведенных из эксплуатации судов. Однако соглашение о взаимодействии органов исполнительной власти субъектов РФ (членов ассоциации "Большая Волга") до сих пор не подписано, а потому и средства на эти цели никто не дает.

Но Волга-то в России одна. Выражаясь казенным языком, это "федеральный объект". И спасать ее надо всем. Министерство природных ресурсов РФ, вроде бы озабоченное положением с утилизацией затонувших кораблей, пока не выделило ни рубля. Ясно одно: чтобы сохранить уникальную экосистему, каковой является бассейн Волги, программа по его очистке должна быть даже не межрегиональной, а общегосударственной.

НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.



Вернуться в алфавитный список статей
Вернуться в тематический список статей

Внимание! Администрация библиотеки предупреждает всех своих пользователей, что за всеми публикациями, представленными в библиотеке, сохраняется право автора на использование своего произведения или иного владельца исключительных прав на использование произведения.
создание сайта: Это Design