ООО "БИОХИМ", 192012, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 120 Лит. Б, оф. 334
тел.: +7 812 380-8205
т./ф.: +7 812 380-8206
e-mail: info@biohim.ru
о компании / о коррозии / библиотека / методы защиты / продукция / контакты/ области применения
Главная страница   Главная
ООО   ООО "БИОХИМ"
новости   новости
информация о коррозии   о коррозии
библиотека   библиотека
методы защиты   методы защиты
продукция   продукция
контакты   контакты
фотогалерея   фотогалерея
области применения   области применения
faq   faq
Механизм коррозии корпуса автомобиля

Состояние автомобиля и его ресурс зависит как от технического уровня (конструкция, технология изготовления, применяемые материалы), так и от культуры эксплуатации. Под ней подразумевается правильное хранение и своевременное техническое обслуживание автомобиля. Одной из главных причин, ограничивающих ресурс работы автомобиля, является коррозионное разрушение кузовов, рам, трубопроводов, элементов тормозных систем и других узлов. Важную роль здесь играет рост загрязнения окружающей среды, применение химических средств борьбы с гололедом, использование тонкой листовой стали при изготовлении кузова и применение некачественных топлив и смазочных материалов. С точки зрения коррозии хранение автомобилей в сырых и плохо проветриваемых гаражах бо­лее опасно, чем на открытом воздухе - ведь для предотвращения коррозии важно, чтобы влаж­ные детали автомобиля быстро высыхали. Поэтому при строительстве гаражей необходимо пре­дусматривать надежную вентиляцию, а при хранении автомобиля под тентами обеспечивать воз­душный зазор между тентом и кузовом автомобиля.

Автомобиль подвергается атаке нескольких видов коррозии, в частности, электрохимической от воздействия атмосферных условий и химической вследствие образования агрессивной среды при сгорании топлива и окислении смазочных материалов. В процессе эксплуатации автомобиля происходит также коррозионно-механическое изнашивание его узлов и деталей из-за суммарно­го воздействия коррозионных и механических факторов.

Однако главную роль в процессе коррозионного разрушения автомобиля играет электрохимическая коррозия. Она возникает, если на поверхности ме­талла имеется электролит, то есть водный раствор со­лей, кислот, щелочей Поговорим об этом Подробнее-->. В процессе эксплуатации на наружных и внутренних металлических поверхностях кузова, двигателя, агре­гатах трансмиссии, топливопроводах и других деталях неизбежно образуется водяная пленка. Особенно интенсивно это происходит при относительной влажности воздуха более 60% (для средних широт показатель 60%, как правило, превышается в течение всего года). Ну а в условиях атмосферы большого города эта влага будет неизбежно загрязнена кислотами и солями. Кроме того, пары воды возникают при сгорании топлива в двигателе, в результате изменения ат­мосферных условий, при периодической эксплуатации автомобилей и так далее  

Коррозионные разрушения не только приводят к преждевременному выходу ав­томобилей из строя, но и непосредственно связаны с безопасностью движения. Поэтому вопро­сам защиты элементов и узлов автомобиля от коррозии придается первостепенное значение. 

Рассмотрим основные факторы, влияющие на зарождение и развитие коррозии в автомобильном кузове. 

Многочисленные испытания и статистические данные показывают: при отсутствии специальных средств защиты автомобили, находящиеся на хранении, разрушаются быстрее, чем постоянно эксплуатируемые. 

Для автомобилей, поставленных на хранение на открытом воздухе, наиболее опасным временем суток является утро, когда при повышении температуры воздуха начинается медленный процесс высыхания влаги. Это естественно: по мере испарения воды из электролита в нем возрастает концентрация агрессивных компонентов, вызывающих коррозионное воздействие. 

Безусловно, различные узлы и детали автомобилей подвержены коррозии в разной степени. Это зависит от их конструкции, расстояния от поверхности дороги, возможности вентиляции скрытых полостей, применяемого металла, характера эксплуатации и местонахождения автомобиля. 

Во многих случаях долговечность автомобиля определяется коррозионной стойкостью листово­го металла кузова, как правило, имеющего толщину менее 1 мм. В кузовах многих моделей сквозные поражения появляются через 2-2,5 года эксплуатации, а коррозионные дефекты днища возникают через 3-4 года (в случае эксплуатации на посыпанных солью дорогах или в особо не­благоприятных условиях - через 1-2 года). 

Важно отметить, что свыше 65% очагов коррозии обнаруживается на внутренних поверхностях скрытых полостей. Дело в том, что в скрытых участках кузовов образуются застойные зоны, где при охлаждении автомобиля начинается интенсивная конденсация влаги и растворение в ней хи­мически агрессивных веществ, содержащихся в воздухе и на поверхности автомобиля. 

Опасными в коррозионном отношении являются щелевые зазоры и сварные швы кузова, где под воздействием грязи, содержащей влагу, дорожную соль, развивается щелевая коррозия. Кстати, коварство коррозии скрытых полостей следует подчеркнуть особо. Она начинает свою разруши­тельную деятельность невидимкой, а когда «выходит наружу», бороться с ней уже бесполезно. 

В процессе эксплуатации лакокрасочные покрытия под действием механических нагрузок, пере­падов температур, солнечной радиации растрескиваются. Трещины и поры являются основными очагами коррозии, через которые вода и растворенный в ней кислород контактируют с незащи­щенной поверхностью металла. 

Аналогичные проблемы возникают в нижней части кузова, покрытой на заводе-изготовителе обычным шумопоглощающим составом. Это покрытие довольно быстро стареет, растрескивает­ся под воздействием абразивных частиц (песка, гравия, щебня) и становится проницаемым для ионов агрессивных веществ, растворенных в воде. 

В результате человеческой деятельности, прежде всего раз­вития промышленности, окружающая среда становится все более агрессивной. Повышенные концентрации химически агрессивных веществ, пыль в воздухе и на поверхности земли наряду с повы­шенными влажностью и температурой значительно усиливают коррозию. Так, скорость коррозии в районах с промышленной атмосферой увеличивается в 2-2,5 раза. Важно знать, что коррозионному разрушению подвержены не только металлоизделия из обык­новенной стали, но и конструкции со специальными покрытиями - например, оцинкованные. Немалую роль играет географическое положение местности, где эксплуатируется автомобиль. Осо­бо жесткие коррозионные условия создаются во влажном тропическом климате, особенно при со­четании его с промышленной или морской атмосферой, содержащей в большом количестве двуокись серы и соединения хлора. Однако и в умеренном, и в холодном климате часто возникают тя­желые с коррозионной точки зрения условия - например, при эксплуатации автомобиля зимой. Для предотвращения гололеда зимние дороги часто посыпают соляными смесями, содержащими, как правило, хлорид натрия или кальция. Когда снег и лед подтаивают, образуется очень сильный электролит.  

Однако неверно полагать, что только зимние условия и применение соли вызывают коррозию. Так, в южных сухих районах ее причиной являются колебание температуры в течение суток, ин­тенсивная солнечная радиация и высокая концентрация пыли в воздухе. В результате воздействия перечисленных факторов разрушение кузова по причине коррозии происходит в такой последовательности : 

  • разрушение лакокрасочного покрытия и развитие подслойной коррозии; 
  • шелушение и вспучивание покрытия в местах, поврежденных коррозией; 
  • образование сквозных очагов, особенно на стыках; 
  • растрескивание сварных швов и попадание грязи, влаги и пыли в салон кузова; 
  • потеря жесткости кузова из-за появления трещин в усили­телях, лонжеронах, деформация дверных проемов; 
  • нарушение управляемости из-за перемещения агрегатов шасси автомобиля; 
  • механические повреждения пола кузова в местах крепле­ния амортизаторов, рессор и других узлов автомобиля; 
  • повреждение металлических трубопроводов тормозного привода из-за потери жесткости в основании кузова по при­чине коррозии мест крепления. 
  • Достаточно ли заводской защиты? В свое время конструкто­ры и химики серьезно задумались: как защитить автомо­бильный кузов от коррозии? Что можно сделать прямо на конвейере? 

    Кузов можно изготовить из пластика или алюминия - кстати, некоторые фирмы так и поступают. Указанные материалы очень стойки к коррозии, поэтому такой автомобиль будет «жить долго и счастливо». Но, увы, он будет весьма дорогим. 

    Стальные кузова фосфатируют, окрашивают, наносят на дни­ще слой ПВХ. Сварные швы защищают специальными герме-тиками и мастиками. Некоторые модели оцинковывают. 

    Не будем углубляться во все тонкости заводской защиты кузова. Важно другое - сегодня доказа­но, что для продолжительной надежной эксплуатации ее недостаточно. 

    Разработчики постоянно совершенствуют препараты, придавая им новые свойства. Условно различают три поколения составов.

    Первое – консервационные, изготовленные на основе загущенных масел с добавками ингибиторов коррозии. На вертикальных поверхностях (двери, пороги) эти материалы держаться недолго. Они стекают вниз, оставляя пленку, нестойкую к механическим воздействиям и проницаемую для паров воды.

    Второе – пленкообразующие ингибированные нефтяные составы (ПИНС), хорошо сцепляющиеся с защищаемым металлом. Воскообразная пленка механически изолирует его от воздействия атмосферы, а ингибиторы блокируют коррозию.

    Иногда препараты дополнительно содержат модификаторы ржавчины. Они восстанавливают металл, превращая продукты коррозии в дополнительную защитную пленку толщиной около 100 мкм, схожую с грунтом.

    Некоторые фирмы предлагают составы, в основу которых введен алюминиевый наполнитель. В их названия добавляют слово «бронза» или «голд», подчеркивая характерный бронзовый или золотистый цвет защитной пленки. Наполнитель увеличивает ее абразивостойкость и затрудняет проникновение агрессивных ионов к защищаемому металлу.

    Кроме того, в последнее время появились препараты с цинковым наполнителем. Его частички, повышая абразивостойкость покрытия, способствуют замедлению электрохимической коррозии. Поскольку электродный потенциал железа больше, цинк разрушается вместо стали.

    Третье поколение – материалы, вместо летучих нефтяных растворителей, содержащие воду или высокоочищенные масла. Поэтому такие составы не отравляют атмосферу.

    Крупные изготовители антикоррозионных материалов для каждого вида обработки производят гамму составов, отличающихся степенью защиты. Все современные препараты совместимы с заводскими покрытиями, а антикоры одной фирмы (марки) – между собой. Но не рекомендуется без крайней необходимости менять марку состава. 

    Материалы для антигравийной защиты должны защищать заводское лакокрасочное покрытие от интенсивного абразивного воздействия песка и гравия. Это еще одна ступень обработки. «Антигравии» часто содержат полимерные составляющие для повышения стойкости.

    Материалы для защиты лакокрасочного покрытия проникают в поры краски и дополнительно защищают ее. Они должны быть водоотталкивающими, стойкими к ультрафиолетовому излучению и содержать ингибиторы коррозии.

    создание сайта: Это Design